«Театр Владимира Назарова»: проигранная битва с Минкультом

Много лет на юго-западе столицы существовал Государственный музыкальный театр национального искусства, больше известный в народе просто как «Театр Владимира Назарова».

Театр, который возник на руинах (в прямом смысле слова – за долгие годы здание бывшего концертного зала в Олимпийской деревне развалилось почти полностью) и стал одним из самых посещаемых в городе. Не смотря на крайне неудобно расположение (от ближайшего метро нужно было добираться на автобусе), редкое представление проходило без аншлагов. А постановки для детей – спектакли, мюзиклы и детские оперы по праву считались здесь лучшими не только Москве, но и в России. Увы, театр уничтожили…

 

Захват здания

История театра хорошо известна его поклонникам и в свое время – когда люди из Министерства культуры решили захватить здание, о чем немало писали в прессе – она получила широкую огласку. Но если вы вдруг о ней не знаете, кратко поведаю. Много лет назад, когда к Олимпиаде 80-х годов отстроили целый район, построили и культурно-развлекательный центр, где приехавшие со всего мира спортсмены могли провести досуг.

После Олимпиады здание перешло «Москонцерту», который нещадно эксплуатировал его по полной. А потом пришли непростые 90-е годы, и здание забросили. Правительство на его поддержку денег не выделяло, оно оказалось попросту никому не нужным. Залы пустовали, здание разрушалось… Кто знает, сколько бы это все длилось, если бы в один прекрасный момент (в начале 2000-х) тогдашний министр культуры не надумал здание спасти. Но кого назначить его управляющим? Как этот пост занял популярный артист, композитор и режиссер Владимир Назаров – история умалчивает. Но хорошо известно, что денег из госбюджета дали совсем мало – как говорят, «словно кот наплакал» и пришлось Владимиру Владимировичу вкладывать личные сбережения и привлекать спонсоров, чтобы как-то возродить помещение из руин и превратить здание во что-то достойное. Тогда мало кто верил, что из этой затеи что-то выйдет. Но… Вышло. Во многом, кстати, благодаря супруге Назарова, которая не только стала директором здания, но и дизайнером, и архитектором в одном лице…

 

Реставрация большого зала

Во-первых, отреставрировали большой зал (на 1100 мест), да не просто обновили, а поставили оборудование по тем временам чуть ли не самое лучшее в столице. Во-вторых, привели в порядок второй зал, камерный (на 220 мест), который со времен олимпиады вообще не использовался: отстроили новую сцену и закупили мягкие и уютные кресла. В-третьих, обнаружив пустующие помещения, решили «с нуля» построить третий зал, малый (на 170) мест. А еще построили тематическое кафе «Этномания» (для проведения литературных и творческих вечеров), обустроили все фойе и объявили об открытии.

Надо сказать, что Владимир Назаров к тому времени уже был знаменит своими спектаклями, мюзиклами и концертными программами и успешно с ними гастролировал по всему миру. А с открытием площадки у его труппы появился свой дом, где можно было не только посмотреть лучшие из уже имеющихся постановок, но и увидеть премьеры. «Поминальная молитва, или Скрипач на крыше» в постановке Владимира Назарова с актером Игорем Томиловым в главной роли прогремела на всю страну – даже из российской глубинки приезжали, чтобы посмотреть этот спектакль, получивший не одну награду профессионалов в театральной сфере и по сей день считающийся выдающейся российской постановкой.

 

Спектаклей все больше

Количество спектаклей в репертуаре увеличивалось с каждым днем. Владимир Назаров увеличил труппу благодаря тому, что набрал студентов на целевом курсе академии музыки имени Гнесиных и подготовил молодых профессиональных артистов. Причем каждый из них – «универсал» (это назаровская фишка: каждый должен уметь петь, играть драматические роли и владеть несколькими музыкальными инструментами). Кроме того, в своих интервью Владимир Васильевич всегда говорил, что ищет талантов по всей России. Из самых разных уголков с гастролей в Москву нередко приезжали настоящие дарования, которые надолго задерживались в театре…

«Театр Владимира Назарова» прогремел с постановкой «Ведьма по имени Мавка», декорации к которой сделал легендарный Георгий Юнгвальд-Хилькевич музыкальным шоу-ревю «Ах, карнавал», Потом был детские спектакли «Ала ад-Дин», «Двенадцать месяцев», «Королевство забытых игрушек», «Золушка»… На камерной сцене в это время шли «Сказка о царе Салтане», «Тень», «Маленький принц», «Продается детектор лжи», «И смех, и грех»… Вместе со спектаклями на всех трех сценах проходили концерты ведущих артистов театра – почти всегда при аншлагах.

 

Мушеев, Евтюхов, «Медовуха»…

Достаточно вспомнить творческие вечера Георгия Мушеева, незабываемые выступления вокалиста Михаила Евтюхова, шоу-программы солистки Полины Кожиковой (обладающей уникальным тембром голосом). А как зажигал публику гитарист-виртуоз Виталий Кись!.. Родился в стенах театра и новый музыкальный коллектив, который по сей день покоряет все концертные площадки – фолк-квартет «Медовуха», в составе которого очаровательные и талантливые певицы и актрисы Инна Дудченко, Светлана Демина, Ольга Рябова и Елена Маланчук…

Театр стал любимым у театралов всех возрастов. Причем приходили на постановки не только местные жители – ехали со всей Москвы, туристические группы, приезжающие из других городов, бронировали билеты заранее за несколько месяцев… Побывать в Москве для иностранцев и не заглянуть на «Русские фрески XX века» у Назарова было дурным тоном!

Спектакль «Сказка о царе Салтане», поставленный по произведениям Пушкина, рекомендовали в Министерстве образования – попасть на него стремились целыми школами. А мюзикл «Золушка» уже через пару месяцев после премьеры стал настолько популярным, что на околотеатральных форумах в интернете можно было прочесть такие монологи: «Вы на «Золушке» у Назарова уже были? Нет? Значит вы никогда не видели настоящего мюзикла и не знаете, что это такое…»

 

Опера для детей от трех лет

Последними шумными постановками театра стали спектакли «Муха-Цокотуха» (Владимир Назаров рискнул сделать, казалось бы, немыслимое – поставил детскую оперу для детей от 3 лет, и это в то время, как оперное искусство у нас в стране не в почете) и мюзикл «Айболит и Бармалей». Оба спектакля не только шли всегда при аншлагах, они совершили переворот в театральной сфере. Брызжа слюной многие театральные критики писали: «Как удается Назарову покорять зрителей? Что он делает такого, почему к нему идут, а в другие театры ни кто не идет? Почему на окраину Москвы едут, а в центр не хотят?». Не понять им было, что секрет кроется в профессионализме, в качестве и… в красоте музыке. Ведь музыку для всех постановок Владимир Васильевич писал лично. И лично присутствовал почти на всех спектаклях. Даже когда его не замечали зрители – он сидел всегда в последнем ряду.

Осенью 2012 года вся Москва узнала, что мимо старой Олимпийской деревни будет протянута ветка легкого метро. Но не успели поклонники «Театра Владимира Назарова» и его артисты порадоваться тому, что вскоре благодаря транспортной доступности зрителей будет еще больше, как следом пришло еще одно известие – Министерство культуры решило отобрать здание у Назарова. Как говорится, без объявления войны и без объяснения причин (хотя все люди умные понимали, кому это выгодно).

 

Худрук не стал воевать

Была даже сформирована комиссия из Министерства культуры, которая сфабриковала лживые отчеты (к примеру, в публично оглашенных сведениях было указано, что театр играет всего 60 спектаклей в год, хотя фактически речь шла о сотнях постановок), на основаниях которых министром было принято решение театр финансирования лишить, труппу изгнать, а вместо театра здание в Олимпийской деревне отдать в ведение московской «Филармонии».

Владимир Васильевич воевать с чиновниками не стал. Пытаться ужиться с захватчиками тоже. Написал заявление о своем уходе с поста художественного руководителя Государственного музыкального национального искусства и создал свой новый театр – с названием, так полюбившимся зрителям – «Театр Владимира Назарова».

Вскоре огромная театрально-концертная площадка в Олимпийской деревне была уничтожена полностью. Зеркало сцены (второе по величине в Москве) уменьшили в разы. Штанкетное хозяйство, которому могли позавидовать лучшие театры страны (58 штанкетов, высота колосников – 25 метров, поднимающийся сейф для хранения декораций) уничтожили. Все это похоронили за филармонической ракушкой и превратили уникальную сцену в пятачок для размещения оркестра. А два других зала просто прикрыли. Вместе с уникальным в своем роде кафе «Этомания», где проходили вечера этнической музыки и выставки картин современных художников.

 

Культового места не стало

Культовое театральное место в Олимпийской деревне превратилось в еще одно никому не нужное здание филармонии, где время от времени проходят концерты, но при пустых залах – новое искусство оказалось чуждо зрителю.

Огромные помещения пустуют и медленно умирают. Как после Олимпиады в советские времена. Впрочем, в отличие от тех времен, ему, как прогнозируют многие эксперты, умереть не дадут – как только поблизости пройдет ветка метро, здание превратят в еще один торговый центр и будут сдавать площади в аренду предпринимателям. А как иначе – после уничтожения мэром Москвы всех палаток и построек около метро нужно же где-то торговать шаурмой, газетами и цветами…

Безумно жаль, что уничтожен такой театр. И радует лишь одно – что время от времени «Театр Владимира Назарова», не имеющий своего дома, зовут выступать на различные городские площадки. То в одном зале выступит театр, то в другом… Конечно, уже нет новых постановок (вот уже несколько лет как), конечно, разбежалась часть труппы. Но Назаров не сдается – и не из таких передряг выходил. Тысячи людей знают, «Владимир Назаров» – это бренд, знак качества, и где бы он не играл свои спектакли или концерты, это всегда будет интересно, увлекательно и незабываемо. Времена изменятся, чиновников снимут, а «Театр Владимира Назарова» еще заявит о себе!

 

Праздник со слезами на глазах

Каждый год 24 февраля в «Театре Владимира Назарова» отмечался двойной День рождения. Именно в этот день родился сам Владимир Васильевич, и именно в этот день был создан его театр. Каждый год в конце февраля в большом зале давался концерт с участием всех звезд российской эстрады, шоу было таким популярным, что билеты на него раскупали за месяцы, еще в ноябре-декабре. Увы, уже третий год концертов в День рождения нет. А нам, простым зрителям, остается лишь ностальгировать и писать воспоминания в интернете…

 

Россия, Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, дом 1
nazarovteatr.ru

 



  1. Замечательный театр с великолепными артистами ! Постоянно ходили на спектакли всей семьей. Лишили по злой воле чинуш культурного времяпрепровождения. Было удобно,интересно !!! Восхищались шикарныыми голосами певцов !!!

  2. Такой театр уничтожили, так жалко… Ходили всей семьей. Если так вспоминать, то все поколение ходило: и мы с мужем, и дети, и внуки, и бабушка даже на творческие вечера. Вспоминаем творческий вечер Ксении Назаровой. А девчушки из «Медовухи»! А спектакли! Это был действительно ДОБРЫЙ театр. Сейчас таких уже нет. Мы ездили и в Чихачева, и на детские спектакли в Театр Сац — но не то! Взрослые спектакли во взрослых театрах тоже смотрели — такой атмосферы как у Назарова не было больше нигде. Где же вы сейчас, Владимир Васильевич? Когда откроете что-то вновь?! Мы вас не забудем! — ваши верные зрители!

  3. Хороший был театр! И спектакли хорошие! Вот только любил Владимир Назаров брать на работу геев. А зря! Пришли с дочкой на спектакль «Золушка», а там принц «сизый-сизый», аж противно…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.